?

Log in

No account? Create an account
Когда сквозь полночь льется глючь
А мыши в крыше прогрызли дыру и ходят ко мне в гости
Я тут еще раз подумала... 
21-май-2015 02:39
18. Любопытное
И пришла к выводу, что, пожалуй, не в издевательствах одного персонажа над другим дело. Пусть даже "хороший" издевается над "плохим"...

Проблема, скорее, в том, что это издевательство поддерживает автор. Или даже его "провоцирует". Скажем, контрразведчик и не собирался бы унижать пойманного шпиона, он бы и готов узнать все о шпионской сети в поединке воль и разумов, но автор заставляет шпиона жалко умолять о пощаде и выбалтывать все в попытках купить себе жизнь. Почему?.. А так автор захотел.

Персонажи - они в мире произведения равны. Ну, более-менее. Против преступника (и "на руку" "органам") играет (по замыслу автора) весь советский (и, пожалуй, не только... для иностранных детективов это тоже может быть верно) народ (за исключением тех, кто кое-где у нас порой). Но тем не менее - "ошибающиеся" пытаются. То ли провернуть свое дело, то ли просто действовать (если речь о детской литературе), пытаются противостоять главным героям...

А автор - он заведомо сильнее персонажа. Ему противостоять и не пытаются.

P.S. Книжка все еще не дочитана.
Comments 
21-май-2015 06:01
А, ну так это из серии, что все нацистские военные были совершеннейшие дураки и трусы. Правда в этом случае непонятно, почему с ними так долго и с такими жертвами воевали.
Но автор, скорее всего, не просто сам по себе так захотел. То ли мода была на подобный стиль изображения, то ли вообще не рекомендовалось изображать врагов умными, убежденными и вообще минимально привлекательными.

А насчет того, кто сильнее - автор или персонаж... Пушкин ведь жаловался на Татьяну, что она замуж вышла. Неожиданно для него.
21-май-2015 15:33
Пушкин был настоящий автор, а не самодур-кукловод :)
21-май-2015 17:46
Да, его герои - свободные люди. Что хотят, то и творят.
21-май-2015 22:56
Но там ведь не только враги...

Вот, скажем, длинный отрывок из "Я из Африки": школьник разбил окно:

"Сегодня во время переменки мальчики из пятого класса затеяли игру в футбол не на спортивном поле, а прямо около школьного здания. Окна того класса, где обычно занималась с второклассниками Анна Ивановна, были открыты. Мяч влетел в класс и, ударившись о парту, запрыгал по полу.
Шустрый Алеша Скачков, конечно, не выдержал, схватил мяч и вскочил на парту, чтобы выбросить мяч во двор. Там уже, задрав головы вверх, от нетерпения ревели и кричали футболисты из пятого класса. Алеша захотел показать свое искусство. Он ударил мяч о подоконник, чтобы отпасовать его ловким и сильным ударом вниз, во двор…
Но со всего размаха носок Алешиного ботинка стукнул сначала по мячу, а потом по стеклу… Зазвенев, посыпались на пол блестящие осколки. Ребята замерли.
Раздался звонок, и в класс вошла Анна Ивановна. Алеша так и стоял, замерев на месте. Одна нога – на подоконнике, другая – на парте. Стекла валялись вокруг него.
– Что произошло? – спросила Анна Ивановна.
– Я разбил стекло, – мрачно сказал Алеша, сердито глядя на свой ботинок, как будто именно он, этот черный ботинок с облезлым носком, был виноват во всем том.
– Прежде всего пойди к нянечке, попроси у нее веник и совок. Нужно аккуратно подмести и собрать все стекла. А потом ты нам объяснишь, как это произошло. Ведь мы теперь из-за тебя не можем начать заниматься, хотя перемена кончилась…
Видно было, что Анна Ивановна рассердилась на Алешу. Понурив голову, он соскочил с парты, ни на кого не посмотрев, прошел мимо стоящих ребят и направился к двери…
– Садитесь, ребята, на места. Ведь стекла не на всех партах… – Анна Ивановна покачала головой. – Да, придется Алешу наказать! – сказала она строго, качая головой.
[...]"
(продолжение в следующем комменте)
21-май-2015 22:56
Продолжение:

"– Успокойся, девочка! – Анна Ивановна погладила Нану по голове. – Бедная девочка! Каких ужасов ты насмотрелась! У вас в школе били детей?
– А вы не будете бить Алешу? – Приоткрыв рот, Нана испуганно ждала ответа Анны Ивановны.
В класс вошел Алеша с веником и с совком.
– Я сейчас все уберу, – сказал он. – Завтра суббота. Мама придет за мной, и я ей скажу, что натворил. Мне попадет, конечно. Но мама обязательно заплатит за разбитое стекло.
– Мама заплатит за стекло, значит, мама будет наказана за то, что натворил ты, Алеша? – Анна Ивановна покачала головой. – И за то, что мы на пятнадцать минут позже начнем урок? Быстренько подметай стекла! Посмотри хорошо, чтобы нигде не осталось осколков, даже самых маленьких! А мы подождем, пока ты уберешь!
Алеша старательно начал сметать стекла сначала с подоконника, потом с парты, потом со скамеек… Когда на них уже не было видно ни одного осколка, он, кряхтя, нагнулся и стал подметать пол.
– Что это ты кряхтишь? Тебе трудно нагибаться? Ничего, ничего, поработай! Ни нянечка, ни дежурные не будут убирать за тобой! – говорила Анна Ивановна, покачивая головой, внимательно глядя, как Алеша подсовывает веник под парты, чтобы подмести застрявшие там последние осколки.
– Ну-ка, ребята, помогите Алеше отодвинуть парту! Под ней еще, кажется, остались осколки!
Андрюша и Саша бросились на помощь Алеше. Втроем они отодвинули парту. Действительно, под ней нашлось еще несколько острых осколков.
Нана стояла рядом с Анной Ивановной, неподвижная, изумленная… Руки были крепко прижаты к груди, плечи чуть подняты… Глаза ее, не отрываясь, следили за руками Алеши… Вдруг она стремительно нагнулась, упала на колени и, протянув руку к батарее парового отопления, вытащила из-под нее еще один большой осколок.
– Вот какая у нас Нана глазастая! – сказала Анна Ивановна. – Никто не увидел, а она заметила. Молодец, Нана!
Нана бросила осколок на совок, отошла в сторону. Алеша высматривал, не блестит ли где-нибудь еще стекло…
– Все! – сказал он и потащил совок и веник в коридор.
– Теперь давайте поговорим о том, что сделал Алеша, – сказала Анна Ивановна, когда Алеша вернулся в класс и все ребята сели по местам.
– А из окна дует! – сказала Наташа, поеживаясь.
– Еще бы! Конечно, дует. Ведь уже холодно на дворе. А у нас выбито стекло… Наташа, пересядь на ту парту, пока Лена больна…
Анна Ивановна прошлась по классу, подошла к разбитому окну, приложила руку к щелке.
– Ну вот, давайте посчитаем, сколько плохого сделал Алеша, один раз ударив по этому мячу. Выбил стекло, испортил окно в школе – это раз. Заставил всех нас позже начать урок – это два. Заставил ребят сидеть сегодня у окна, из которого дует, – это три. Заставил свою маму платить деньги за новое стекло – это четыре. Подумайте только! И все это потому, что ему захотелось похвастаться, что он хороший футболист!
Алеша все ниже и ниже опускал голову и не смотрел ни на кого из ребят. Нана пристально глядела на его растрепанную макушку, склоненную над партой.
– Ну, так как вы думаете? Надо наказать Алешу? – спросила Анна Ивановна и оглядела всех ребят.
– Надо! Надо! – раздались голоса.
– Я думаю, что надо будет на неделю исключить Алешу из футбольной команды. Пусть посмотрит, как другие играют… А теперь достаньте тетради по арифметике! Начнем урок! – сказала Анна Ивановна.
Вынимая из парты тетрадку, Нана радостно улыбалась."

А там, где отточие, идет рассказ о том, как в ангольской школе наказали - физически - обвиненного в воровстве мальчика (Себастьяна). И исключили из школы, но там еще расовые заморочки были... Но почему-то история Себастьяна воспринимается не с таким... напрягом, как история Алеши.
22-май-2015 13:18
Описанная ситуация не выглядит нереалистичной. Второклассника подобным прессингом согнуть можно запросто. И сама идея подобного прессинга тоже вполне реалистична.
23-май-2015 21:48
Я и не говорю, что она _нереалистична_. Я говорю, что она вызывает у меня желание "не быть в ней", т.е. в случае с книгой - перестать читать (вариант с "пропустить" не пробовала, а надо бы).
24-май-2015 12:35
Так в чём претензия к автору, если ситуация реалистична? С моей точки зрения, если автор изображает такое поведение, которого случиться не могло, - это да, значит, он "подыгрывает". А если поведение вполне обычное, то где же подыгрывание? Просто изображение реальности.
24-май-2015 22:20
Могло. Но ведь могло случиться и другое...

Так же могло случиться (наверное) физическое наказание Себастьяна.

Но одно автор одобряет, а второе - нет. И поэтому с первым у меня проблемы...
22-май-2015 15:40
Я тебя понимаю, но ты имхо
иногда в этом вопросе слишком
чувствительна...
24-май-2015 16:26
Надо будет снова попробовать на
конкретных примерах, но в
"Космопсихологах" мы, кажется,
друг друга так и не поняли...
24-май-2015 21:46
Их я вообще не рискнула пока читать. Спорили мы о "Космоэколухах",
26-май-2015 16:01
1) Опять перепутал.

2) А за Громыку немножко обидно...

26-май-2015 20:37
1. Бывает...

2. Мне тоже... Но мы, лягушки, нервные и мелкие. И тупые.
28-май-2015 15:54
2) Стоп. Ты хочешь сказать, что уже на пути
из лягушек в обезьяны?
1-июн-2015 16:07
Сама сказала, что ты еще лягушка, но в
какой-то мере и тупайа...
23-май-2015 10:14
В приведенном отрывке, имхо, автор пытался как раз показать хорошую на его взгляд учительницу. И хороший способ разрешения конфликта. Но получилось фальшиво и ненатурально. Персонажи картонные, реплики неестественные. Так не со школьниками говорят, а с детсадовцами. Причем сферическими детсадовцами в вакууме, а не с живыми детьми. Поэтому сцену читать неприятно - как фальшивые ноты слышать. Не помнишь, для примера, у Крапивина кто-нибудь из героев разбивал стекло? Было бы интересно сравнить.
23-май-2015 21:55
Так я и говорю, что хорошую учительницу и все такое. Но...

У Крапивина - не помню, но, во всяком случае, не в школе... И если учесть, как он в основном описывает учителей...
апр 20 2018, 10:35 pm GMT