Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк (silent_gluk) wrote,
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк
silent_gluk

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Г.Ланин, "Остров алмазов"

Этот сборник (в нем заглавная повесть, "Маска" и "Рассказы о Китае") демонстрирует нам разные грани творчества Г.Ланина (Пермякова).



"Остров алмазов" - это в какой-то степени продолжение, третья часть трилогии, начатой "Синим тарантулом" и "Красной маской". Во всяком случае, контрразведчик там тот же, а вот насчет шпионов не уверена. По-моему, тут они все же другие. Не Бэл со товарищи. Хотя тоже - из Многоугольника. Но, с другой стороны, говорилось же, что "вторая повесть Георгия Пермякова «Красная маска» (о шпионах и деятельности НИАЛа - Научно-исследовательского института алмазов) - сначала публиковалась в газетах «Молодой дальневосточник» и «Амурский комсомолец» в 1957-58 годах. Однако и тут, не обошлось без цензуры. В публикации «Молодого дальневосточника», из-за резкой критики, редакция сократила конец и оставила открытый финал повести (крупный международный разведчик майор Бэл, по кличке «Кровавый пес», сбежал). И только в 1963-м вышло продолжение, уже отдельной книгой - «Остров алмазов»." ( http://www.rigma.info/news/kultura/for_the_first_time_legally_re_spy_story_of_the_khabarovsk_writer/ ).

В известном мне варианте "Красной маски" Бэл таки да, сбежал (весьма порадовав меня), но в "Острове алмазов" он же не появляется... И даже НИАЛ отсутствует - вместо него ЭСМИН (Экспериментальный институт сверхтвердых минералов). То есть мне не кажется, что последняя книга трилогии -это "отстриженный хвост" второй.

Ну и, заканчивая тему шпионов, отметим, что автор таки выжал из себя хоть что-то хорошее в их адрес (во всяком случае, вторую часть характеристики "готов без размышления... надеть петлю на шею лучшего друга и с таким же хладнокровием пойти на смерть самому" мне хочется отнести к этой категории).

Кстати, действительно, похоже, что писалось под газетную публикацию: уж очень Г.Ланин любит "подвешенные" моменты. (Пытаются похитить советского ученого, Гапича. "Начались поиски доцента... Но ни "Аспида, только что стоявшего здесь, ни Гапича, ни Лэйса не было видно...". Так заканчивается глава. И только через три главы - на изх протяжении ни одного упоминания "Гапича-сейчас", есть только "Гапич-в-прошлом" - мы узнаем, что "доцент был спасен. Он перенес сильное нервное потрясение и сейчас, как вы знаете, лежит в медпункте погранбазы, постоянно находясь под наблюдением"). И этот пример не одинок.

Антураж не оставляет ни малейшего сомнения в том, что перед нами фантастика. В общем, что надо "Многоугольнику"? Не только и не столько алмазы (кстати, манера автора называть их то фариями, то диамантами, всячески избегая слова "алмаз", сначала раздражает, а потом наводит на всякие интересные размышления про "ящики" и "серу-сколько-то-там"; хотя, конечно, может, и не серу... не помню я, кто именно там был), они - приятный бонус. Им нужен "подземный рентген". То есть это для миролюбивого СССР он "подземный рентген", для "Многоугольника" он имеет шансы стать "лучами смерти" (какая, однако, популярная тема...) - поскольку при использовании заражает очень сильной радиацией исследуемые точки (автор приводит и цифры, но я еще не собралась поймать физика, чтобы спросить, что наука думает о). Помимо этого самого подземного рентгена, мы имеем удачно маскирующиеся под рыб подлодки (угадайте с трех попыток, чьи), гипноз (и антигипноз; по-моему, автор неровно дышит к этому способу воздействия на сознание), 5d-кино - вивораму (когда вовлечены все чувства), суперроботы и т.д.

Что забавно - мы имеем также девушку, бывшую невестой одного, потом переметнувшуюся к другому, а на данный момент, видимо, ушедшую к третьему. Впрочем, ни о первом, ни о третьем мы ничего не знаем, а второй - главный герой повести - утешился с другой. (Но, кажется, тема женского недостойного поведения также нежно любима автором).

Имеем мы также большое количество загадочных случаев (которые объясняются - правда, много позже - см. про газетную публикацию - вполне материалистически и "обломно-ожидательно": думаешь, что вот, таинственный "многоугольниковый" "багдадский вор" проявился - ан нет, это вполне себе честный советский человек). Причем глючится мне, что одно время этот прием был вообще популярен... Где-то там люди спускались в подземные оранжереи (?), а выглядело это, словно они исчезают...

Что мне еще _особо_ понравилось в повести - так это ее финал. То есть уже ясно, что у шпионов в лучшем случае весьма крупные неприятности, но они еще впереди. Еще никто не успел "выдать всех и рассказать, за чьи деньги подкладывал мину в двигатель звездолета". А вдруг случится чудо - и не расскажет???

Далее у нас повесть "Маска", милицейский детектив. Опять преступление из ревности, опять девушка, дарящая надежды слишком многим поклонникам (но в конце она исправится). Сюрпризы нас в этой повести тоже ждут (и многие будут не тем, чем они кажутся), но они же ждут и ведущих расследование, так что все честно...

Автор полагает, что убийства для демонстрации "аморального облика" персонажа недостаточно, и "вешает" на него заодно и изнасилование.

Что меня удивило, так это реакция отца преступника. Только услышав от следователя, что, мол, прокуратура имеет доказательства изнасилования - он ни секунды не сомневается, не реагирует на сыновьи слова, что это ошибка и он невиновен - сразу же обещает потребовать на суде "смертной казни через повешение". Мотивирует этим, что слышал, как во сне сын бормотал и про убийство, и про изнасилование... Но в милицию ж не пошел сразу.

Кстати об убийце - я, уже напуганная "предыдуще-последующим" (предыдущим по порядку чтения, последующим - по порядку издания и написания) томом, настороженно отнеслась к его фамилии "не представителя национального большинства", но, может, это я уже дую на воду.

Стиль - по сути дела, он остается тем же, что и, к примеру, в шпионских романах - но им почему-то идет. А вот милицейскому детективу - не так. В общем, вот вам кусочек из финала. "И тогда он повесился в полночь, точнее, в 11.57 вечера, зажав в оскаленных зубах цветной портрет Зои".

И мы переходим к третьей части, к "Рассказам о Китае". Они публиковались некогда под настоящей фамилией Ланина и сильно отличаются от всего того, что я читала у него раньше.

"Йога" вообще сошла бы для назидательного чтения века так 19 (позже, кажется, детей стали оберегать от описаний смерти) - рассказ с моралью о непослушании и о том, что из-за него бывает. (И при чем тут Китай - я не очень поняла).

"Тибетский мальчик" (вот по его прочтении подозрения в марти-стюизме Гурия Язова, героя "Нонны" у меня усилились - он ведь тоже рассказывал про Тибет) - типичный советский текст: борьба с религией и священниками, борьба, опять же, с американцами, которые "ищут в Тибете страшный камень для сверкающей бомбы: они хотят убивать сразу много-много народа", мучительная жизнь простого люда, революционеры, освободительная армия Китая... И подвиг "простого тибетского мальчика".

"Кобра". Ужастик про кобру, ползущую по человеку. Совсем - или почти совсем - не политизированный, что удивительно.

"Слепой - нищий". Про жизнь ослепшего на металлургическом производстве в "старом Китае" и о том, как теперь, с приходом народной власти все будет хорошо.

"Рикша". Про любовь рикши - и про плохую жизнь бедного люда в "старом Китае", под японцами. Выгодно выделяется на фоне прочих тем, что с приходом советской власти не _все_ стало хорошо, влюбленные не воссоединились.

"Акулы Нью-Йорка". Про бизнесмена-миллиардера, умирающего от рака почек. Спасти его может только пересадка почек, каковые берут у некоего китайца - "нужен человек не старше 20 лет... национальность безразлична, достаточно одного человека, обезьяны непригодны, первая группа крови, в росте и сложении необходимо сходство с мистером Лэмом" (донор, что не удивительно, умирает, получив "в награду" саван из хорошей простыни). Вот от таких рассказов и пошли страшилки про "черных трансплантологов". Несколько минут медитировала на фразу "ненавидел Джимов Ворон - негров". Что так оригинально обозван "Джим Кроу" - дошло не сразу. С другой стороны, последующая фраза - "Без черномазого воронья!" - была бы далеко не такой эффектной, если бы Джимы были Кроу...

"Любовь Анбая". Про плохую жизнь бедного люда в старом Китае, про рабов - и про то, как с приходом советской власти все стало хорошо, и даже влюбленные воссоединились.


Но все три грани - все-таки памятники эпохи, чем в основном и интересны...
Tags: Детективы, История, Книги, Ланин, Советская литература, Ссылки, Фантастика, Шпионское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments