Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк (silent_gluk) wrote,
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк
silent_gluk

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

"Окаемовы дни" / А.Афиногенов, "Машенька"

Ка-Мышь с достойным уважения усердием старается делать из меня Культурную Особь.

Мне, правда, периодически вспоминаются слова флагмана Макомбера, что "таких старательных учеников у него еще не было. Впрочем, таких бездарных - тоже". (Насчет моей старательности - у меня тоже большие сомнения, вы совершенно правы!)

В рамках глючьего окультуривания на днях она меня водила в Театр им.Вахтангова - на "Окаемовы дни".

Необходимая преамбула: в мае этого года В.Этушу исполнилось 90 лет. И вот в честь этого юбилея и поставили спектакль. Он сам выбрал пьесу и играет в ней главную роль.

За основу была взята пьеса А.Афиногенова "Машенька" (вы ее знаете? Вот я тоже до последнего времени не знала. А оказывается, очень милая пьеса. Правда, вполне себе советская, ну так это ж ее достоинство!). Но основа была существенно сокращена, изменена и немного дополнена. Так что спектакль получился не совсем о том, о чем пьеса.

Сюжет довольно прост: к академику Окаемову приезжает его внучка Маша, подросток, дочь покойного сына. Академик неожиданному вторжению не очень рад, но деваться некуда... И вот постепенно Маша привыкает к своей новой семье (академик, домработница, друг отца и его возлюбленная), а та - к ней.

Да, я понимаю, что глючьи рассуждения о театре - это даже не смешно... Поэтому рассказа собственно о спектакле, об игре актеров и т.д. не будет.

Лучше я попробую рассказать о спектакле в сравнении с пьесой. В.Этуш говорит, что хотел поговорить о Семье, о ее ценности и т.д. А вот пьеса, как мне показалось, скорее о другом. О ценности правильного воспитания. И о том, что даже не-коммунист вполне способен правильно воспитывать ребенка (или неправильно; впрочем, коммунист - тоже). О ценностях коллектива и воспитании коллективом. Ну, представляете, наверное, как эта тема решалась в 1930-е годы? Ну вот и.

Спектакль, как мне, опять же, показалось, более комедиен. С другой стороны - открытый финал. В пьесе все ясно: Маша возвращается к деду. А вот что она выберет тут - неясно. Или это мне хочется верить, что неясно, а на самом деле Окаемов все понял, и его уход именно это и означает: что Маша решила остаться с матерью, пусть им будет хорошо? С очередной стороны, такой открытый финал явно вытекает из, как мне показалось, основного изменения пьесы. В спектакле "плохих людей нет". Бывает, персонажи друг друга недопонимают, но ткнуть пальцем и сказать: вот он, отрицательный герой! - нельзя никак. В отличие от пьесы. Если насчет Туманских еще можно спорить: точно ли они отрицательные герои или все же исправляются, то вот мать Маши, Вера Михайловна, явно персонаж отрицательный. Да, ее собираются исправлять, "мы объясним ей", но это все в перспективе. На момент финала же - увы... Со следующей же стороны, этот финал как-то хорошо сочетается с монологом относительно грядущих потрясений. В пьесе же никаких таких предчувствий нет, все хорошо и будет еще лучше...

Впрочем, это изменение логично вытекает из идеи спектакля: если он - о ценности и важности семьи, то лучше _плохих_ членов семьи не показывать. И, кроме того, ведь по природе своей человек хорош. Он может только заблуждаться - ну что ж, со всяким бывает...

Поскольку я сначала смотрела спектакль, а пьесу прочитала потом (да и вообще с творчеством - и биографией - Афиногенова как-то не была знакома; подозреваю, что ошибку стоит исправить), я пыталась угадать время написания пьесы. Время действия - конец 1930-х, значит, раньше она не могла быть написана. Академик говорит, что он уважает Маркса, на которого автор диссертации сослался 37 раз, но рекомендует не забывать, что Маркс все-таки экономист, а не историк?.. Перестроечные годы?.. Вряд ли - нет "чернухи". Речь заходит о репрессиях и Тарле? Оттепель?.. "Позвонить, чтобы дали квартиру"?.. Нет, точно не конец 1930-х...

Как выяснилось, пьеса написана таки в 1940, то есть в момент написания она была вполне себе пьесой "из современной жизни". А "анахронизмы" (ну сложно мне поверить, что в те времена _такое_ могли написать. В реальности, может, и говорили, но мы ж об отражении реальности в литературе...) привнесены превращением пьесы в спектакль.

Это я тут так выделяю эти изменения, на самом деле они смотрятся вполне гармонично и не "вытарчивают".

Но все же жаль линии школьников.

С одной стороны, может, ее отсутствие лучше показывает "возмездие", постигшее Окаемова. Он большой ученый и все такое, но вот есть чувство, что его "продолжение" - не книги, не исследования, а только Маша. А что решит Маша - пока непонятно. В пьесе же "линия школьников" показывает, что Окаемов нужен не только своей семье, но и окружающим, и, главное, что его исследования - нужны тоже. Что у него еще будут ученики.

С другой же стороны, хорошо, что академика не показали карикатурным, в "лучших "крокодильских" традициях".

В общем, мораль сей басни такова: спектакль хорош. И пьеса - тоже. Они просто разные. Но ни тот, ни другая не вызывают желания плеваться с воплем "за что пьесу так" / "и из этого кошмара сделали такой спектакль!".

Спектакль лучше посмотреть, у кого такая возможность есть, а пьесу - почитать (кто любит советскую литературу).

А я пошла выяснять, что Афиногенова есть в Интернете. (Кстати, на Флибусте/Либрусеке нет _ничего_).
Tags: Афиногенов, Книги, Пьесы, Советская литература, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments