Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк (silent_gluk) wrote,
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк
silent_gluk

Category:
  • Mood:
  • Music:

Г.Тушкан. "Друзья и враги Анатолия Русакова"

Лучше, чем предисловие к изданию 1965 года - я не скажу ни при каких обстоятельствах. Поэтому - вот предисловие.


" ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы живем в замечательное время. Советский народ под руководством партии ведет огромную созидательную работу, претворяя в жизнь великую программу строительства коммунистического общества в нашей стране. Будущее рождается сегодня. Все явственней проступают в дне нынешнем черты коммунистического завтра.
Миллионы советских людей уже сейчас живут по законам Кодекса строителей коммунизма, пропагандируя своим примером самые светлые идеалы.
За последние годы в нашей стране вышло в свет немало хороших книг, рассказывающих о формировании нового человека. К их числу относится и книга писателя Георгия Тушкана «Друзья и враги Анатолия Русакова», выпущенная Детгизом в 1963 году. Тот факт, что уже через два года выходит ее второе издание, свидетельствует о большой творческой удаче автора, об актуальности поднятых в этом произведении идей.
Сам автор называет свое произведение романом о гражданском мужестве. И это правильно. Книга посвящена серьезнейшим проблемам долга и чести.
В романе много героев, но главные действующие лица — это молодые люди, для которых важно определить свое место в жизни. Большинство советских юношей и девушек сразу находят свое призвание, становятся активными строителями коммунистического общества, непримиримыми врагами тех, кто стремится прожить нечестно, за чужой счет.
Конечно, выбор правильного пути — дело нелегкое. И Георгий Тушкан, следуя реалистическим традициям нашей литературы, ярко показывает, каким сложным оказался поиск этого пути у главного героя — Анатолия Русакова; но, говоря о трудностях, писатель в то же время подчеркивает, что наша советская действительность представляет для молодого человека широкое поле деятельности, почти неограниченные возможности для приложения его энергии, таланта и знаний.
Нынешние Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, знатные мастера заводов и полей и прославленные спортсмены, знаменитые художники, композиторы, скульпторы, воины Советской Армии, пограничники и милиционеры — все они бывшие пионеры и комсомольцы. Им также не были чужды ни детские увлечения, ни детские шалости, но они много работали и учились, чтобы стать полезными членами общества.
Как правило, на всех наиболее трудных участках мы видим нашу славную молодежь. Но, к сожалению, и сейчас еще встречаются молодые люди, которые пренебрегают своими обязанностями, не хотят трудиться, нарушают правила социалистического общежития, ведут антиобщественный, паразитический образ жизни. Они хотят жить «на широкую ногу» за счет труда других, за счет общества. О таких людях рассказывает нам писатель Г. Тушкан. Это Хозяин, Рудольф Милич, Пашка Лопухов и другие. И хотя такие явления становятся все более и более редкими, к ним нельзя относиться равнодушно. Именно поэтому роман читается с волнением. Ведь речь идет о судьбе нашей молодежи, о нашей смене. Программой КПСС поставлена историческая задача — полностью ликвидировать преступность и причины, ее порождающие. Решение этой задачи осуществляется под руководством партии всем народом, всеми звеньями государственного аппарата, всеми советскими, партийными, общественными организациями. При этом особое внимание обращается на предупреждение преступлений, совершаемых подростками, на ликвидацию причин, порождающих преступления несовершеннолетних.
И это очень верно, так как искоренение преступлений среди подростков является залогом искоренения преступлений вообще.
Важнейшее значение партия придает борьбе с буржуазной идеологией. Мы живем в мире, разделенном на две системы — социалистическую и капиталистическую. Буржуазные идеологи ведут против нас холодную войну, стремятся внедрить в сознание нашей молодежи свою мораль и идеологию. Они используют все средства, чтобы разложить, развратить молодежь социалистических стран, привить ей свою растленную буржуазную идеологию.
И кое-кто из наших юношей и девушек поддается соблазну. Их ничтожно мало, но они есть. Я имею в виду тех молодых людей, у которых не оказалось необходимой закалки, чтобы противостоять мелкобуржуазному влиянию, готовых ради заграничных тряпок, дешевых украшений забыть и честь и совесть.
И все же, несмотря на пагубное влияние старого мира, несмотря на все атаки «психологической» войны и все идеологические диверсии, преступность в СССР неизмеримо меньше, чем за рубежом, и она из года в год снижается, что нельзя сказать о капиталистических странах. Но нам еще надо много сделать. Одна из важнейших задач — это как можно разумней организовать свободное время подростков и детей. Безнадзорные дети, как правило, бесцельно проводят свое свободное время, «убивают» его, и нередко это приводит к тяжелым последствиям, даже к преступлениям. А есть и такие внешне вполне благополучные семьи, в которых тоже не уделяют должного внимания воспитанию подростков. Некоторые родители считают своим долгом ни в чем не отказывать любимым деткам. Такие избалованные дети нередко выходят из-под контроля родителей. В своем романе Г. Тушкан на примере Боба Троицкого и его родителей очень удачно показал такую систему воспитания. Подобные молодые люди с малых лет не приучены к труду, им, как правило, внушается ложная мысль об их какой-то особой исключительности. Отсутствие трудового воспитания, освобождение от обязанностей по дому приводят к тому, что вырастают тунеядцы, считающие физический труд зазорным. Практике известно немало фактов, когда дети уважаемых родителей в результате неправильного отношения к их воспитанию пьянствуют на папины деньги, ведут аморальный образ жизни, не зная цены рублю, становятся на пагубный путь, совершают тяжкие преступления.
Особенно важно правильно организовать трудовое воспитание детей и подростков в городах. Жизнь детей в городе легче, чем в сельской местности. У них меньше трудовых обязанностей. Думается, всем следовало бы серьезно подумать, как занять физическим трудом детей, живущих в городах.
Воры обычно вербуют новичков среди тех подростков, которые нигде не работают, не учатся, хулиганят, одним словом, ведут праздный, паразитический образ жизни. Вор стремится найти себе помощника, подавить его волю, всецело подчинить его себе, сделать своим рабом, чтобы затем заставить его совершить любое гнусное преступление, а потом переложить всю вину на малолетнего, а самому остаться в стороне.
Вот почему бывает так, что к ответственности привлекаются одни несовершеннолетние, а главные виновники, подстрекатели, уходят от правосудия. Разумеется, это не делает чести ни милиции, ни суду, ни общественности.
Надо очень внимательно присматриваться к тем, кто ранее судился, а теперь пытается завести знакомство и установить «дружеское взаимопонимание» с подростками. Именно эти люди чаще всего выступают в роли подстрекателей, организаторов преступлений. Нельзя проходить мимо таких явлений, когда пьяницы и хулиганы собирают во дворе вокруг себя ребят, рассказывают им о своих «похождениях» и «геройстве».
Каждый гражданин обязан участвовать в воспитании нового человека, который по праву войдет в наше завтра, чуждый эгоизма, себялюбия, корыстных, узких интересов. Но юноши и девушки сами должны закалять свою волю, характер. Юный возраст никому не мешает быть передовым, умным, волевым, смелым. Вспомните Павлика Морозова, пионеров и комсомольцев, отличившихся в борьбе с фашистами. Их подвиги навсегда останутся в памяти нашего народа.
В романе Георгия Тушкана много внимания уделено жизни ребят в детских воспитательных колониях. Хотелось бы несколько слов сказать и по этому поводу.
Колония — это учреждение с точным и напряженным распорядком дня, со строгой дисциплиной. В колониях воспитанников приобщают к труду, они получают рабочую профессию, учатся в общеобразовательной школе, у безвольных подростков воспитывается характер. Короче говоря, в колониях для несовершеннолетних созданы все необходимые условия для успешного исправления и воспитания попавших туда ребят. Бывшие воспитанники колоний трудятся на стройках, работают инженерами, врачами, педагогами, служат в Советской Армии наравне со всеми.
Герой книги Анатолий Русаков воспитан в правильных традициях, и можно быть уверенным, что он, как и сотни других воспитанников колоний, станет достойным членом коллектива.
Из всего вышесказанного юные читатели, разумеется, не должны делать вывод, что, для того чтобы стать настоящим человеком, необходимо обязательно побывать в колонии. Надо жить так, чтобы с детства быть настоящим человеком коммунистического общества и в колонии не попадать.
Очень большую роль в воспитании безнадзорных детей играет советская милиция. Конечно, в деятельности милиции еще есть недостатки. Но стиль ее работы уже не такой, как у некоторых героев романа Тушкана; по сравнению с периодом культа личности он сильно изменился. Выросли кадры милиции, большинство их — это люди с высшим и средним образованием. Милиция вооружена научно-техническими средствами и широко их использует в целях профилактики и раскрытия преступлений. Но милиция может успешно справляться со своими задачами только при самой активной поддержке и помощи окружающих. Поэтому надо ребят с детства учить уважать милицию, а не пугать ею. Мы очень рады, что у нас появились юные друзья милиции. Самая главная помощь милиции — это непосредственное участие каждого советского человека в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
В. И. Ленин очень высоко ценил роль общественности. Он говорил: «Только добровольное и добросовестное, с революционным энтузиазмом производимое сотрудничество массы рабочих и крестьян в учете и контроле за богатым, за жуликом, за тунеядцем, за хулиганом может победить эти пережитки проклятого капиталистического общества, эти отбросы человечества, эти безнадежно гнилые и омертвевшие члены, эту заразу, чуму, язву, оставленную социализму по наследству от капитализма».
Каждый гражданин нашего государства несет моральную ответственность за молчание, за позорную позицию «моя хата с краю», «не пойман — не вор». Такой молчальник не лучше прямого соучастника преступления.
Наши печать, радио, телевидение учат молодежь бороться с пережитками капитализма, с буржуазной идеологией. И, конечно, надо учить детей и юношество не только готовиться быть героями где-то и когда-то в будущем, но и сейчас.
Пафос книги Георгия Тушкана «Друзья и враги Анатолия Русакова» — в романтике гражданского мужества, которое является героикой мирных дней.
События, положенные в основу книги, взяты из жизни. Действие романа происходит не в наши дни, а в прошлые годы, в годы культа личности. Уже тогда назрела необходимость упорядочить уголовное законодательство и некоторые общие и специальные меры борьбы с преступностью.
Читая эту книгу, надо помнить, что действие происходит в те годы. Это поможет лучше уяснить обстановку того времени, резко отличающуюся от современной, лучше понять действия героев, их переживания. Читатель должен поддержать страстный призыв автора к молодежи — не бояться трудностей, смело вести борьбу с антиобщественными явлениями, хотя и отживающими, но представляющими пока еще известную угрозу, нередко мешающую нашим, людям спокойно жить и работать.
В этом интересном и полезном романе много действующих лиц. Это Анатолий Русаков и его друзья: школьные товарищи, друзья по колонии и вновь приобретённые.
Судьба некоторых персонажей служит как бы грозным предостережением для легкомысленной молодежи и для тех родителей, которые мало думают о воспитании своих детей. В романе разоблачается еще существующее у некоторых представление о «романтике» паразитического, «вольного» образа жизни преступников; описывается неприглядность их существования, вечно преследующее их чувство страха, обреченности и ожидания обязательной расплаты за все содеянное.
Роман затрагивает сложные и острые жизненные проблемы, многие принципиальные вопросы, которые возникали в то время, а в наши дни уже решены.
Интересен образ главного героя Анатолия Русакова. С детства у него было предвзятое отношение к милиции. Даже вернувшись домой, Анатолий все еще не отрешился от презрительного отношения к рядовым милиционерам. Уезжая из колонии, он решил «за сто километров обходить воров», ни во что не вмешиваться. Но уж таков стиль советского общества, таково своеобразие нашей жизни, что настоящий человек не может оставаться пассивным. И Анатолий Русаков, ставший комсомольцем-активистом, помогает вместе с общественностью подросткам стать на правильный путь и вступает в борьбу с бандитом-рецидивистом Ленькой Чумой и его шайкой.
Роман призывает к гражданскому мужеству и борьбе. Он зовет: «Не проходите мимо». И хотя роман описывает события прошлых лет, он актуален своей непримиримостью к нарушителям советского образа жизни, мобилизует на борьбу с пережитками прошлого.

В. Тикунов"

Для начала - мелкая непонятка. Действие начинается (Русаков освобожден) - в августе 1953 года. Но он ведь и осужден в том же году! ("В августе 1953 года поезд Симферополь — Москва, все реже постукивая на стыках рельсов, приближался к станции Орел. В тамбурах запыленных, раскаленных палящим солнцем вагонов столпились изнывающие от духоты и жажды пассажиры."; "К сожалению, все это происходило в 1953 году, когда самопризнание обвиняемого больше всего устраивало следственные органы, избавляя их от докучливых и сложных расследований.[...] …Прокурор на суде говорил о тяжелых результатах безнадзорности, о вредном влиянии улицы. Он осуждал слабую воспитательную работу семьи, школы, комсомола и требовал приговорить нераскаявшегося Анатолия Русакова к лишению свободы, с содержанием в трудовой колонии для осужденных несовершеннолетних, сроком на десять лет.")
Далее по тексту. Ну что текст... скажем так, он - "откровенно морализаторский". Если бы заменить имена на всякие Н., М. и прочие буквы алфавита - получилась бы "типичная вставка" в книгу по педагогике. Знаете, вот те... "драматические эпизоды" ("Hecкoлькo дpaмaтичecкиx эпизoдoв в cyдьбe нecoвepшeннoлeтниx вы в cвoeй диccepтaции oбpывaeтe шaблoннoй фpaзoй, пoдoбнo, нaпpимep, тaкoй: "A дaльшe... Дaльшe Кoля Ивaнoв пoпaл нa cкaмью пoдcyдимыx и пoлyчил двa гoдa лишeния cвoбoды", или: "B нacтoящee вpeмя Baня Пeтpoв нaxoдитcя пoд cлeдcтвиeм зa coвeршeннoe им пpecтyплeниe, o кoтopoм cкaзaнo вышe...", или: "Boлoдя Cидopoв пpивлeчeн к yгoлoвнoй oтвeтcтвeннocти зa злocтнoe xyлигaнcтвo пo cтaтьe двecти шecтoй, чacть втopaя..."" - И.Лазутин, "Обрывистые берега").
Проблемы в семье - нет достаточного присмотра - подростка пригревает и соблазняет романтикой уголовного мира уголовник - они совместно участвуют в грабежах, кражах и т.д. - "засыпаются" - подросток берет на себя чужую вину (ему обещали, что на суде будут свидетельствовать в его пользу...) - колония. В колонии - борьба за душу подростка (с одной стороны - воровской закон и все такое, с другой - воспитатели).
Кстати, о воспитателях. Тушкан винит в произошедшем с Русаковым не только семью, но и "общественность" (школу - "Чуткие детские сердца во многом угадывали фальшь и неправду. Ребята знали, что можно не выучить урока, стоять перед доской дурак дураком, но если учитель и поставит двойку, то потом, чтобы не испортить картины «стопроцентной успеваемости» класса, уж тройку-то за четверть выведет.", следственные органы - "К сожалению, все это происходило в 1953 году, когда самопризнание обвиняемого больше всего устраивало следственные органы, избавляя их от докучливых и сложных расследований. [...] Так случилось, что ни во время следствия, ни на суде не повстречался ему чуткий и проницательный педагог-сердцевед, который сумел бы без особого труда отшелушить с души мальчика то наносное, что прилипло к ней в «университете» Хозяина."), да и органы "исправительные" ("Мы не будем описывать, как случилось, что Анатолий, вопреки строгим указаниям об обязательном отдалении несовершеннолетних от взрослых преступников, оказался в этой камере." Что характерно, аналогичный момент есть и у Лазутина - правда, там в камеру с несовершеннолетними попадает взрослый-рецидивист, и у О'Санчеса в "Кромешнике". Вообще говоря, иногда появляется такое чувство, что О'Санчес словно полемизирует с Тушканом - и, наверное, со многими аналогичными книгами. Многое "почти так" - только вместо умного и понимающего воспитателя - умный и понимающий рецидивист, и "перековка" идет в другую сторону. И вот еще. Если уголовники у Тушкана и пр. представлены в крайне неприглядном свете, то у О'Санчеса - вполне себе в "положительном". Это не романтизация уголовников, нет... это явно что-то другое... скорее, из серии "если власть имущие не справляются - не хотят или не могут - справиться с проблемами - наркобизнеса и т.д., то остается уповать на уголовников..." Чем-то О'Санчесовские уголовники напоминают милиционеров советских романов...). А у Тушкана уголовники даже с гитлеровцами связаны - что должно, видимо, подчеркивать глубину их морального падения. Но это было давно. А "теперь" к преступникам - судя по книге Тушкана - приходят двумя путями: первый - это несчастье в семье (пьющие родители, скажем... известие о том, что неродной ребенок и т.д.) и "пригревающие" несчастного уголовники; второй же путь - это если семья в принципе благополучная, но есть в ней... такое... убежденность, что всегда можно "договориться", тебя "выручат" и т.д. (небескорыстно, в смысле). Сюда же - мещан и/или спекулянтов можно отнести. Кстати, признаком таких... выходцев "из выкручивающихся семей" можно, кажется, считать "вычурные имена" (Агния, Боб, Поль, Рудольф, Франц - против Анатолия, Нины, Коли, Юры, Витяки, Лени...). Да, и не забудем про стиляг! Они тоже зачастую - из таких семей... Цитата: "Пoгoня зa "кpacивoй жизнью нa aмepикaнcкий лaд" зaкoнoмepнo зaкaнчивaeтcя poкoвыми cвязями c пoдoнкaми и пpecтyпными элeмeнтaми." Еще о преступных элементах. Где стиляги - там и иностранцы, ведь так?... И иностранцы не простые. Стремящиеся клеветать на Советский Союз. ("Лиcнeвcкий yмoлчaл o тoм, чтo зa нeкyю чpeзмepнo ceнcaциoннyю инфopмaцию пoлитичecкoгo xapaктepa, в кoтopoй вce oкaзaлocь клeвeтoй и лoжью, eгo пpeдшecтвeнник был выдвopeн из Coвeтcкoгo Coюзa"). Кстати - Лисневский - какая-то подозрительная фамилия... Не из перемещенных ли он лиц? А может, из эмигрантов...
Что еще можно сказать. Вскользь упоминаются репрессии (вообще, заметно противопоставление "сталинского беззакония" и "эры социалистической законности). Поднимаются проблемы школы и школьного обучения (формализованности пионерорганизации, стиль учебников и т.д.). Кстати, проводится та мысль, что "педагоги-теоретики" не в силах применить свои знания на практике (отец Боба). И эта мысль роднит книгу Тушкана с "Скажите Жофике".
Тогда (конец 1950-х - начало 1960-х), что, была какая-то кампания против "оторванных от реальности" знаний, "науку - на производство" и т.д.?
Забавно еще, что в книге описывается некий прообраз мобильника (микро-рация в формфакторе фонарика)... А ведь книга - не фантастика!

И вот такая проблема там поднимается. Что к вернувшимся из заключения относятся "по умолчанию" настороженно - не на всякую работу примут, не всякая девушка захочет познакомиться (и не всякие родители согласятся с таким знакомством)... И показывается (у Тушкана-то вскользь, более подробно это рассмотрено у Лазутина в "Сержанте милиции"), что такое отношение может даже того, кто уже решил, что "завязывает", подтолкнуть обратно к уголовникам.
Но, с другой стороны, прекрасно можно понять и кадровиков, и девушек - сказать, что "осознал и перековался" - нетрудно, а что там на самом деле?... Кто ж его знает... Потом, пообщавшись, можно и узнать - но для этого надо рискнуть и пообщаться. А если "перестраховщики" окажутся-таки правы?...
И получается некий порочный круг...
Tags: Вопросы, Детективы, История, Книги, Лазутин, О'Санчес, Параллели, Сабо, Советская литература, Тушкан, Цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments