?

Log in

No account? Create an account
Когда сквозь полночь льется глючь
А мыши в крыше прогрызли дыру и ходят ко мне в гости
В продолжение разговора о "Воздушном корабле" 
11-дек-2018 01:47
14. Книги-фантастика
Какой, однако, полезный персонаж этот Бачелли (итальянский археолог)! Помимо того, что он обеспечивает "комедийную разрядку" читателю, его еще и _просвещать_ нужно.

Ну не будь его - кому бы Ханмурадов показывал "места, над которыми вы пролетали, а также и те, по которым проходил ваш Марко Поло", демонстрируя не столько их, сколько успехи социалистического строительства ("Нефть из недр земли сама поступает по трубам прямо на заводы. Ни одна капля не вытекает больше на поверхность. Воздух Баку пахнет розами, а не нефтью")?.. Этому мальчику, Суну? Но, во-первых, откуда бы он тогда взялся на дирижабле, во-вторых, читать лекции ребенку - это явно штамп (вспомните хоть "Тайну двух океанов").

И вообще, есть в этом Бачелли что-то жюль-верновское. Хотя, скорее, "жюль-верновское наоборот". Если те же Паганель или кузен Бенедикт, хотя и напоминают Бачелли оторванностью от жизни и зацикленностью на любимом предмете, сами кому угодно прочтут сколько угодно лекций (правда, все о том же предмете), то Бачелли лекции читаЮт; Бачелли, может, и мог бы прочесть N... нет, N мало, лучше М лекций об археологии, но автор ему такой возможности почти не дает.
Comments 
11-дек-2018 20:39
Лекции в "фантастике ближнего прицела" тех лет - явление практически обязательное. Настолько, что уж и не поймешь, жанр это или прием. Такая "вставка фантастического очерка" в художественную ткань. Ну и просто по логике должен быть персонаж (персонажи), кому эти лекции адресуются. Неважно кто это - пионер, тайком пробравшийся на звездолет, иностранец, подобранный в пустыне (в океане), пришелец со звезд, иногда просто представитель иной професии... Главное - чтобы был не в курсе и активно интересовался.

Но важно понимать, что штампом это стало лишь сильно позже. А в те времена эти "опусы" было интересно не только писать - но и читать! Хотя со времен Жюля Верна прошло немало лет, но технический прогресс и не думал замедляться, его наступление на повседневную жизнь продолжлалось семимильными шагами. Так что "очерки-лекции" были вполне себе увлекательным способом заглянуть в завтра. "Но знаешь, что мне нравится? Мне, кажется, нравятся люди, которым нравятся такие книги." Понятно, что "высокая литература" уже тогда воротила нос от "назидательности", и тот же Булгаков, по-моему, этот прием даже не пародировал. Но на одного читателя "высокой литературы" приходились тысячи буквально вчерашних крестьян, малограмотных рабочих, "фабзайцев", для которых "просветительские" лекции были таковыми в самом буквальном смысле.
14-дек-2018 00:06
Да я не против... У меня к лекциям в художественной литературе одна претензия: отсутствие уверенности в достоверности. Т.е. правда ли изложенное и/или правда ли тогда так считали, или автор просто не знал/не разобрался...
июн 16 2019, 3:33 am GMT