?

Log in

No account? Create an account
Когда сквозь полночь льется глючь
А мыши в крыше прогрызли дыру и ходят ко мне в гости
Вот, кстати, забавный момент 
28-июн-2018 12:26
18. Любопытное
В советской массовой фантастической и шпионской (я как-то так и не понимаю, как проводить между ними границу) литературе, похоже, довольно часто встречается момент, долженствующий подтверждать гуманизм советского строя: разрабатывается/существует некий вид оружия, который принципиально вреден только для техники (и условно безвреден для человека) - я не говорю, как бы результат применения этого оружия выглядел в "реальной жизни", но позиционируется оно как "гуманное". Что у Казанцева в "Пылающем острове" (газ, который "глушит" самолетный мотор"), что у В.Михайлова в "Бумеранг не возвращается" (акустический снаряд,который вибрацией вызывает разрушение самолета). Или, в крайнем случае, "негуманное" оружие применяется исключительно "по технике" (Адамов, "Тайна двух океанов" и инфразвуковая пушка). Или, как вариант, вообще не позиционируется как оружие (Ланин, не к ночи будь помянут, с его "Островом Алмазов" и этими самыми лучами)...

Глючится мне, что можно и еще примеры вспомнить, просто не так сходу.

И еще глючится мне, что с какого-то момента эта тема потихоньку сходит на нет. То ли потому, что с какого-то момента фантастика и шпионское все-таки расползаются в разные стороны, то ли потому, что с какого-то же момента шпионское становится куда более "абстрактным" (вот у того же Шмелева с Востоковым - упоминается интерес к разным производствам, но что именно там производят - не говорится). То ли потому, что тема войны (особенно грядущей) как-то становится менее популярной...
Comments 
28-июн-2018 09:28
Просто сделали выводы из истории того американского фантаста к которому в 1941 приходила ФБР из-за того что в изданной 1939 книге он растрепал на весь белый свет подробности Манхеттенского проекта (который тогда даже не был начат).
28-июн-2018 11:22
Так это ж загнивающая Америка, что там может быть хорошего...
28-июн-2018 11:24
Потому в этой самой Америке редакторы и Главлит тамошний мышей не ловят. И пропустили в печать произведение, под видом научной фантастике разглашающее секретные данные о новейшем американском оружии. Пусть за два года до того, как тамошние загнивающие власти задумались о создании этого оружия.

В СССР все будет не так, и доблестные советские редакторы будут бдить и не пропустят публикации подробностей о том, что может стать оружием в ближайшую сотню лет.
28-июн-2018 11:40
А раньше недостаточно бдили. Потом, как я писал в первом комментарии, проанализировали ошибки вероятного противника и сделали вывводы.

Умные ведь учатся на чужих ошибках.
28-июн-2018 10:27
По существу мне сказать нечего. Не знаю. Но, мне кажется, если нечто разрушает самолет, или "глушит" мотор - это может плохо сказаться на жизни летчика. А если тот успеет катапультироваться (впрочем, если не успеет тоже) самолет обязательно упадет и может невзначай еще и кого-нибудь непричастного убить. Да и вообще "вредный только для техники" - звучит странно. Повредят технику, а пострадать могут люди. Если светофоры испортить - аварии, если свет внезапно гаснет - масса вариантов (кого-то в этот момент оперируют, например).
28-июн-2018 11:04
Этот момент подробнейшим образом рассмотрел Розов в "Голоде богов".

— Да потому, Тошка, что Ди-400 ни в какой дозе не может вызвать смерть.
— Нет, Пашенька, нет, дружище. Ди-400 ни в какой дозе не может вызвать смерть сам по себе. Но если человек поражается Ди-400 в момент, когда находится в воде. Или на лестнице. Или в телеге, которая едет под уклон. Или просто в деревянном доме с горящей лучиной в руке.
— Но ты же сам сказал — у тебя не было убитых.
— А это потому, — наставительно сказал Румата, — что у меня в каждом отделении присутствовал человек, резистентный к Ди-400, который наблюдал за остальными. А вот когда меня захватывали в прошлый раз, в Арко, таких людей не было. И сколько там погибло — никто не знает, но известно, что из-за вашего рейда сгорело восемь домов. Мой, в частности. Ты ведь знаешь, что он загорелся не до газовой атаки, а после — правда? А ведь в нем оставались мои слуги, шесть человек. Я потом выяснял — они сгорели заживо. И Кира бы сгорела — если бы не одно обстоятельство.

28-июн-2018 11:17
Господи, как мне надоели эти современные интерпретаторы!!!

Ладно, я перестала писать о Стругацких. Но этого, видимо, недостаточно. Следует вообще перестать писать. И, полагаю, это наиболее разумный вариант.
28-июн-2018 11:20
Современные, это в смысле "Этого тысячелетия"?
Процитированный текст написан в 2004 году.
28-июн-2018 11:21
Ну так 2004 год - это современность. Вот если бы он был написан в 1964 - это было бы хотя бы удивительно и по тем временам ново.
28-июн-2018 11:27
Он и в 1994 году не мог быть написан. Потому что тогда все были наивными и не понимали еще какую ужасную разрушительную силу несут идеи Стругацких.
28-июн-2018 11:33
Вот именно это мне и надоело, извините за физиологизм, до рвоты.

Я не могу - да и не хочу - запретить вам (мн.ч.) разоблачать ужасную разрушительную силу и т.д., но я хочу не видеть этих разоблачений. Если для этого потребуется удалить блоги - я готова на это.

Да, я слабый человек. Да, я недостойна жить. Но раз уж я пока живу...
28-июн-2018 11:45
Вот за это я и не люблю (анти)советских интеллигентов.
Они слабые и гордятся этим. И норовят остальных опустить до своего уровня путем запретов.
Впрочем западные леваки вроде американских демократов в этом плане не лучше.
28-июн-2018 11:51
А, ладно. Живите как знаете, любите кого знаете - только _меня_, вот сугубо меня оставьте в покое, а?.. Со всем и совсем.
28-июн-2018 12:34
Ну в данном случае ещё и фанатизм налицо. :)
Покупать в 2018 году каждый том многотомного издания в бумаге...
Натурально религиозное поведение.
3-июл-2018 14:17
В смысле это плохо? Настолько, что об этом надо непременно сказать вслух?
3-июл-2018 14:30
Не надо удалять блоги.
...Жаль, что не увидела пост раньше :(
19-июл-2018 21:19
Спасибо!.. Удалять их не буду - они-то не виноваты. Но и вести их стало как-то сложно...
28-июн-2018 11:18
Извините, пожалуйста, Вас бы не очень затруднило прочитать третью и четвертую строчку поста? Ту, где написано: "я не говорю, как бы результат применения этого оружия выглядел в "реальной жизни", но позиционируется оно как "гуманное""?..
28-июн-2018 15:28
М-м-м... Пардон... В "Пылающем острове" чуть-чуть не так с "гуманизмом (по крайней мере, по варианту текста, который я хорошо помню, из "Библиотеки приключений").

Там против врага применяется целый комплекс "мер воздействия", по принципу "останавливать всем ,чем можно, не счиаясь с потерями (противника). Газ, останавливающий двигатели - это просто "первый барьер" из многих , а не какой-то особый гуманизм. Уже следующий барьер - детонационная волна - должен был разнести самолеты (и экипажи) в прах их же собственными бомбами (и не разнес лишь потому, что Казанцев слабо представлял себе устройство атомных бомб :-) ).

Гуманизм там возникает лишь на последнем барьере - в настоящих воздушных боях - но... только по отношению к своим пилотам, которые, управляя самолетами по радио, уже не рискуют своими жизнями, а просто переключаются со сбитого самолета на новый. Что же до противника - то "на войне как на войне"...
28-июн-2018 15:59
Да, и я про то. Но все-таки первый барьер - газ, а не какой-нибудь "универсальный детонатор"...
28-июн-2018 16:09
Да, но без какого-то специального упоминания о гуманизме - то ли он случайно первым оказался, то ли как самый дешевый... Вот если бы Казанцев специально вложил своим героям соответствующие реплики (типа "мы вас предупредили, а если вы все равно хотите продолжать - ну, пеняйте на себя). Но нет, не был там ничего такого.

Вообще эта глава композиционно и явно неслучайно - Казанцев, что ни говори, был Писатель, это даже Стругацкие признавали! - почти зеркально перекликается с "Парадом истребления" :-).
ноя 20 2018, 12:43 pm GMT