?

Log in

No account? Create an account
Когда сквозь полночь льется глючь
А мыши в крыше прогрызли дыру и ходят ко мне в гости
Дж.Аберкромби, "Море Осколков" 
11-мар-2017 18:04
14. Книги-фантастика
Дочитала я тут - в рамках очередной попытки найти для себя что-нибудь новое и нравящееся - трилогию "Море Осколков" Дж. Аберкромби. О результатах этой попытки можно судить по тому, что пишу я обо всей трилогии сразу. Увы мне.

Позиционируется _это_ как "подростковое фэнтези". Ну, не знаю. Уж если "Пикнику на обочине" дают "16+" (просто рядом лежит как раз он), и "Экспедиции в преисподнюю", между прочим, тоже, равно как и "Стране багровых туч" (развод и тапочки по почте!), то "Морю осколков" лично я дала бы не меньше "18+", а то и больше. А кстати говоря, интересно, правда, сколько дали?.. Тоже "16+". Как странен этот мир.

А вот "Белому Биму..." дают "6+". Мир еще более загадочен, а у меня появилось новое развлечение. На что только ни способен глюк, лишь бы не писать про "Море Осколков".

Ну, так вот, насчет подростков я не знаю, ибо с современными не знакома, да и с подростками прежнего времени - как-то не очень, так что, может, оно и подростковое. Впрочем, если предположить, что на языке оригинала это было young adult - то, пожалуй, так оно и есть.

А насчет фэнтези... Так, дальше возможны спойлеры, кто их не любит - не читайте. Ну так вот, насчет фэнтези - у меня большие сомнения. Где-то и когда-то я вычитала способ, как сделать из исторического романа - роман фантастический. Вот, допустим, у нас роман про эпоху Александра Македонского. Исторический. И вот идет войско Александра мимо какого-то ущелья, а оттуда - голос: "Я, великий бог Ахура-Мазда...". Все, с этого момента роман становится фантастическим. (Пересказ довольно вольный, но суть, кажется, была именно такой). Так вот, тут ситуация чем-то аналогичная. Имеется довольно узнаваемая "географическая" реальность. Народы... Ну, в конце концов, это условность, какая разница, саамы, скажем, или шенды (не утверждаю, что в шендах есть хоть что-нибудь от саамов, просто к примеру), кроме того, да, ни сейчас, ни раньше таких народов, кажется, не было, но, с другой стороны, что мы знаем о народах будущего?.. А там - именно будущее. А что народы и цивилизации по уровню развития - так себе, средневековье - так скажите спасибо (причем неизвестно кому), что хоть такие есть, причем так быстро. Могло бы быть и хуже. Потому что перед нами - то, что теперь называют постапокалипсисом. Причем апокалипсис тот был атомным. (Правда, тут у меня некие сомнения: ладно, строения уцелели - может, те эльфы строили уж очень хорошо; ладно - оружие уцелело, может, оно смазано хорошо было; но вот радиация - причем на уровне, когда она еще после достаточно малого времени пребывания в зараженном месте способна вызвать лучевую болезнь - как долго будет держаться?

И вот, значит, на этом, с определенной точки зрения очень даже радостном, фоне и происходит действие трилогии. В сущности же, если уж очень обобщать, каждая книга и вся трилогия в целом рассказывает о развитии нескольких центральных персонажей. В принципе, мне такое должно было бы даже понравиться. В принципе же, я могла бы даже смириться с излишней, на мой вкус, физиологичностью и жестокостью (благо там есть моменты, которые это словно уравновешивают). Но вот что мне решительно не понравилось - до уровня "нет, не мое" - это количество интриг, предательств и т.д. Не спорю, это тоже очень реалистично и все такое, но вот не люблю. Вероятно, потому, что не хватает интеллекта их понимать или хотя бы прослеживать. Хотя от идеи сопоставить Ярви (одного из персонажей) с феанорингами - мол, тоже ведомый клятвой, готовый на все, чтобы выполнить ее, - я проснулась.

В общем, мораль сей басни такова: "дарк фэнтези" - вряд ли для меня. И не факт, что в попытке почитать теперь "Первый Закон" - много смысла.

P.S. Забавное было бы ощущение: вот так вот живешь, кого-то считаешь орком, кто-то считает орком тебя... А потом становишься эльфом. Жаль, посмертно и в легендах.

P.P.S. Поняла, что западную фантастику я воспринимаю больше как "сферическое произведение в вакууме", а не как часть исторического полотна. Я не понимаю, почему написано, скажем, именно так, с кем тут спорит автор, чьей традиции следует, какое политическое событие так преломилось и т.д.

P.P.P.S. По крайней мере, в третьей части перевод какой-то странноватый. Я допускаю, что и автор там решил продемонстрировать, какое количество малоиспользуемых слов он знает, но фразы типа "Эти люди жалобились, когда горел Ялетофт?", "склонить перед ней колени", "Отец Ярви блымнул на короля" или "Крушитель Мечей потянулся и скубнул Рэйта за волосы" меня как-то озадачивают.

P.P.P.P.P.S. И опять борьба единобожия с многобожием, причем многобожие побеждает. Что же этот мотив все-таки значит для западных авторов?..

P.P.P.P.P.P.S. Интересно, как у того мира с будущим?.. Учитывая, что война, как всегда, близко, а до эльфийского оружия народ потихоньку добирается, и не факт что не доберется совсем уж куда не следует. Разве что умений применить не хватит - одна надежда.

P.P.P.P.P.P.P.S. Если меня таки интересует будущее того мира, можно ли сказать, что книга так уж не понравилась?..
Comments 
11-мар-2017 13:36
переводчик третьей части украинец, очевидно
11-мар-2017 14:48
Представила шестилетнего ребёнка, по недосмотру родительскому прочитавшего этого "Белого Бима"... вздохнула.
11-мар-2017 15:31
Ты так скоро до Мартина дойдёшь. :)
(На самом деле не советую, жесткач).
Постапокалипсис - понятие более широкое, сюда относят и "сталкерятину" (книжки по игре), и всё, что описывает мир после глобальной катастрофы, в т.ч. и без потери технологий. А вот это "новое средневековье"/"новая первобытность" - не знаю, есть ли спец. название, наверно, нет, но по сути это отдельный жанр, и почему-то он популярен на Западе, да. Я вот сейчас заместо кино гляжу иногда на ютубе прохождение комп. игры Horizon Zero Dawn - там та же тема, первобытные племена на развалинах нашей цивилизации. Ещё иногда есть тема "Мы вернём былое величие!"
Идея о Золотом веке, оставшемся в прошлом, идёт со времён античности, Средневековье жило в тени погибшей Римской империи, намного превосходившей, технологически и гуманитарно, европейское Средневековье - как отражение этой особенности средневекового мировоззрения это во многих фэнтези встречается. Но часто это не элемент типа-средневековой атмосферы - в Horizon не Средневековье, в "Мире пауков" и др. тоже. Очень интересно, почему эта тема так популярна на Западе, но объяснений я пока не нахожу.
20-мар-2017 07:00
Я в свое время читала. Помню только, что не понравилось и не заинтересовало...

Но ведь прошлого в таких мирах зачастую боятся?..
21-мар-2017 13:05
Мне кажется, стандартная схема такая: отсталое большинство боится непонятных и опасных технологий, которые погубили прежний мир, и считают этот прежний мир "греховным", а прогрессивный герой и его единомышленники понимают, что технологии можно поставить на службу, только надо использовать с умом, да и в прошлом "было и хорошее". Но могут быть варианты.

Кстати, захотелось поделиться. Досматриваю этот самый Horizon, и там ситуация нового Ноева ковчега - жизнь на земле уничтожает "восстание машин", и группа лучших учёных планеты создаёт программу возрождения жизни, замуровывается в бункере и, видимо, клонирует себя, и эти клоны потом заселяют Землю. Очень много разговоров на тему "Вы лучшие из лучших, вы первые умы человечества, я долго собирал вас здесь, вы дадите начало новой жизни".
Решение из "Далёкой Радуги" кажется намного более человечным. Нет, здесь оно прямо не применимо, поскольку надо доработать и запустить программу восстановления жизни, некий искусственный интеллект, нужны всякие специалисты, но вот этот упор на то, какие уникальные все здесь собранные как-то отталкивает.
11-мар-2017 17:07
Мне кажется, вопрос с многобожием вообще довольно сложный. Христианство считается монотеизмом. Но при этом молятся же Богородице. И святым, чтобы заступились. Разве это не похоже на иерархию, скажем, древнегреческих богов?
12-мар-2017 02:11
Научный атеизм считает это пережитком политеизма.
20-мар-2017 06:57
Это, насколько я понимаю, уже позднейшее развитие...
12-мар-2017 11:28
Мне, как недорезанному шекспироведу была интересная книга, наисанная по принципу "Гамлет наизнанку". Вторая меньше, поскольку там источники другие.
До третьей не дошла.
19-мар-2017 18:12
Какой интересный взгляд!.. Жаль - мне он не пришел в голову...
13-мар-2017 12:57
1) Что третья книга трилогия явно не подростковая признают, кажется, уже все...

2) Цифры со знаком плюс мне никогда не были особенно понятны...

3) Чем тебя смущают интриги. Да и предательств во второй книге не слишком много. Есть в первой, то там герой - калека и нарушает собственным существованием неписанные законы...

4) Что темная фэнтези не для тебя я, к примеру, мог сказать сразу. Она и для меня имхо только по зароку...

5) Другие книги автора еще более жестоки...
Плюс штамп у него часто заменяет штамп с противоположным знаком...
19-мар-2017 18:01
1. А это еще обиднее.

2. Мне тоже...

3. Я их не понимаю...

3а. Вот потому вторая книга мне понравилась больше.

4. Ну, вот тут предлагают смотреть на первую книгу как на шекспировскую вариацию...

5. Увы...
окт 18 2018, 12:50 pm GMT